Позитивные мысли оздоровят ваш организм

Здоровье начинается с мыслей в вашей голове. Настройся на позитив - улучшай своё здоровье каждый день!

пятница, 20 марта 2015 г.

Позитивное общение врача с пациентом

Шесть советов, которые облегчат жизнь врачу


Специально для сайта «Милосердие.ru» Анна Сонькина перечислила основные навыки, которые помогут врачу наладить контакт с пациентом.

1. Покажите пациенту, что вы к нему хорошо относитесь. Смотрите в глаза, слушайте, не перебивая. Поверьте – вы не потратите из-за этого больше времени! Доказано, что внимательно слушая пациента, вы суммарно потратите на него времени меньше, а не больше. 

2. Задавайте вопросы. Настрой: «мне интересно то, что вы рассказываете», очень отличается от обычного «я заранее знаю все, что вы скажете». Пациенты это чувствуют.

3. Обозначьте временные рамки. Очень полезно сказать с самого начала, сколько у вас времени, и что нужно успеть: «У нас 12 минут. Мне нужно выслушать вас и заполнить карту. Расскажете, с чем вы пришли? Перечислите, что вас беспокоит. Потом, если успеем, можно подробнее про каждый пункт, но сначала – перечислите все». 

Можно использовать таймер, объяснив, зачем он нужен. Пациент будет гораздо больше удовлетворен, если сказать: «Вы знаете, к сожалению, у нас сейчас только пять минут. Давайте мы их используем максимально эффективно. Что из того, что вы хотели обсудить сегодня, – самое главное?» 

Поверьте, пациенты не обидятся. Одно дело, когда говоришь: «Давайте быстро, у меня пять минут», а другое: «К сожалению, у нас только пять минут». У нас! Это «мы» помогает наладить контакт.

4. Разъясняйте пациенту только то, что нужно ему. Имейте в виду, что его ожидания не совпадают с вашими. 

Врачи жалуются на недостаток времени, при этом на какую-то тему, которая им кажется важной, они могут говорить долго. А пациент в это время и сидит и думает: «Меня врач слушать не стал, а сам говорит и говорит. А я в этих медицинских терминах ничего не понимаю, они меня пугают».

Все люди разные. Некоторые пациенты хотят знать, как именно действует лекарство, другим достаточно его названия.

– У вас гипертония. Что вы про это знаете?
– Ничего не знаю, доктор.
– А что вы хотите про нее знать?
– Какую таблетку принимать.

И. В. Шевандронова, «На приёме у врача. Алтай» Изображение с сайта oiskusstve.ru

5. Принять и понять. Правильный ответ начинается со слов: «Да, я понимаю». 
Не обесценивайте! Вот, например, приходит на осмотр мама с ребенком и говорит: «Я не буду делать прививки, я боюсь, у соседей мальчик от них умер». Если в ответ на это врач ей скажет: «Слушайте, что же вы все такие идиоты? Зачем вы ведетесь на пропаганду? Делайте, что хотите, только ребенка вашего жаль». К сожалению, это – стандартный ответ. Женщина рассказала о своем переживании, призналась в своем страхе. А доктор переживание обесценил, ее унизил. А ведь он мог сказать: «Чего вы боитесь? Давайте поговорим о том, что вас пугает. Да, я понимаю, как вы могли прийти к такому выводу». 

Врач должен понимать мотивы разных пациентов. Всегда. Обязательно. Без этого никакой контакт у него не получится. Доктор должен уметь сказать «да» любой точке зрения пациента. 

Запомните, пациент имеет право быть каким угодно: грязным, вредным, глупым, безответственным, надменным – абсолютно любым. Если он вам угрожает – вызывайте охрану. Но во всех остальных случаях – попытайтесь понять его и помогите. Ведь вы для этого шли в профессию! 

Ни один врач в здравом уме не скажет, что он имеет право отвернуться и уйти, если от пациента, который нуждается в помощи, например, дурно пахнет. 
Такие заявления – либо признак выгорания, либо неправильная исходная установка. Но точно так же врач не может отказываться от пациента, если у пациента какие-то мысли, идеи, которые врачу не нравятся. 

Врач обязан находить общий язык со всеми. Пациент может быть противником антибиотиков, адептом домашних родов. Это – рабочий момент. У пациентов много разных фобий. Кто-то боится стероидов, потому что это – гормоны, кто-то отказываются от антидепрессантов. Это не должно раздражать врача. Он должен относиться к этому как к дополнительной сложности в лечении. Такой, например, как неправильное строение гортани или аномальное расположение сердца. И самое главное – готовность на любую точку зрения ответить: «Я понимаю».

– Я мою волосы мочой.
– Я понимаю. 

Понять пациента – не значит согласиться. Врачи на тренингах очень удивляются, когда я говорю: «Принятие не означает согласие». Принятие – это сигнал пациенту, что его услышали.

«Я понимаю. И все-таки – можно я кое-что добавлю от себя к вашим соображениям?» Пациент видит, что его точка зрения интересна врачу. И тогда начинается диалог. 

И тут врачи могут сказать: «Так у нас же авторитет!» Так вот: грош цена вашему авторитету. Каждый раз, когда вы не выслушиваете пациента и обесцениваете его, вы теряете остатки авторитета. А от него в России и так уже мало что осталось. 

6. Выражайте сочувствие. К нам на тренинг приходят врачи, которым приходится сообщать пациентам тяжелые диагнозы. Они очень удивляются, узнав, что в такой ситуации – огромное пространство для проявления эмпатии. Они испытывают облегчение, узнав, что врач не обязательно должен быть «застегнут на все пуговицы», что можно позволить себе проявить сочувствие к пациенту.

И наоборот, стремление врачей «держать лицо» пациент часто считывает как равнодушие. В результате пациент уходит непонятый, со своей бедой, а доктор по ночам рыдает в подушку.

Все это разрушительно. Сочувствие можно и нужно выражать. Простая фраза: «Мне очень жаль!» снимает напряжение в тяжелых ситуациях.

К сожалению, каждый из нас, медик или пациент, рано или поздно попадает в ситуацию, когда кто-то знакомый говорит ему: «Знаешь, а у меня нашли рак».

Все эти «бодрись, держись» никому не нужны. В этот момент не нужны ни слова, ни советы. Что же ответить? Самое лучшее – ничего. Может быть – ахнуть. Но не отводить взгляда, не переводить разговор, не убегать ни от человека, ни от темы. Продолжать смотреть в глаза. Удержать зрительный контакт. Предложить: «Расскажи!» 

**********************************************************
Статья Анны Александровны Сонькиной. Она врач-педиатр, врач паллиативной помощи, преподаватель биомедицинскойэтики (РГМУ, 2012-2014 гг), тренер навыков общения (Центр непрерывного профессионального образования ПМГМУ им. И.М. Сеченова). Безусловно, есть полезные мысли о том, как наладить коммуникации с пациентом. 
Но в целом, взгляд "чистого теоретика" на то, как за 12 минут вежливо и участливо посмотреть пациента. 

вторник, 3 марта 2015 г.

Врачебное рабство- честная и правдивая статья о закабалении врачей

Тайная сторона медицины или почему молчат врачи?


Что нужно для того, чтобы устроиться на работу врачом? Трудовая книжка, паспорт, военный билет, куча справок – медкомиссия, психиатр, нарколог. Несколько фотографий. В некоторых случаях - санитарная книжка. Диплом об окончании медицинского ВУЗа, свидетельство об окончании ординатуры или интернатуры и… сертификат специалиста. Вот о последнем стоит рассказать подробнее.
Это такая красная книжица. В советское время сертификатов специалиста не было. Достаточно было диплома и свидетельства об окончании ординатуры. И была возможность сменить врачебное поприще. Был врач терапевт, захотел стать невропатологом. Нет вопросов. Пошел на курсы в ЦГОЛИУВ (институт усовершенствования врачей), переучился и стал невропатологом. Работал врачом на Скорой, устал, возраст подошел… Уволился и устроился участковым в поликлинику. Во время учебы в ординатуре также можно было работать участковым терапевтом или доктором Скорой. Так было в советское время. Теперь эту лавочку прикрыли. В конце 90-х годов появились сертификаты специалиста. С 2005 года сертификат специалиста – обязательный документ при приеме на работу.
Зачем же их ввели? Ради улучшения медицинской помощи гражданам? Чтобы избавить общество от некомпетентных врачей (общество, наверняка так и подумает)… Как бы не так!
После окончания института молодой доктор получает диплом. Но на момент получения диплома – он никто! Пустое место. Диплом медицинского ВУЗа в России права лечить не дает. Обязательно прохождение первичной специализации интернатуры или ординатуры. Оформляется доктор на «работу» в больницу, кладет туда трудовую книжку и два года работает. Бесплатно. Типа, учится. Сериал «Интерны» все смотрели? Получает стипендию. Я, лично, при прохождении ординатуры в 2002-2004 годах получал стипендию 1200 (одна тысяча двести) рублей в месяц. А на что же он живет? Как правило работает по совместительству фельдшером или медсестрой, если удосужился в свое время окончить медицинское училище и есть соответствующий диплом. Обычно продолжает работать там же, где работал в студенческие годы. Практически все студенты-медики где-то подрабатывают. Либо – крутится как может. Мне повезло - в те годы еще брали врачей-ординаторов совместителями на Скорую, на врачебную должность.
Окончил доктор ординатуру и получил свидетельство об окончании ординатуры и вожделенный сертификат специалиста. И, наконец-то, стал полноправным доктором. Устроился на работу! Закончились его мучения? Как бы не так! Он еще не знает, что ждет его в будущем…
Доктор попадает в рабство. Дело в том, что на работу могут взять только в строгом соответствии со специальностью, указанной в сертификате. Получил человек сертификат «врача Скорой Помощи» и будет работать только на Скорой. Участковым терапевтом или куда-нибудь в больницу его уже не возьмут – нужен сертификат по терапии, кардиологии, неврологии и т. п. Поссорился доктор с начальством – уволили. И все. Амба. Приплыли… Либо меняй место жительства, либо катайся на работу за тридевять земель, либо уходи из медицины – другой Станции Скорой поблизости нет.
Что же делать доктору? Сменить врачебную специальность? Как бы не так! Сменить специальность можно только через первичную специализацию – то есть повторное прохождение ординатуры или интернатуры по другой специальности. А вот тут кроется засада. Бесплатная ординатура дается только один раз – после окончания института. Повторное прохождение ординатуры – платное. Стоимость, в зависимости от специальности от двух до пяти тысяч долларов за год и более. А учиться два года. Выкладывай сразу сумму равную стоимости неплохого автомобиля, клади в ординатуру трудовую книжку и ходи два года на работу. По полной программе. Совершенно бесплатно (наоборот за «учебу» ты уже заплатил)… Что будешь кушать? Твои проблемы… На работу по совместительству устроиться очень не просто. Фельдшером или медсестрой уже не возьмут – пробьют по базе, что есть врачебный диплом – извините…  Для работы по совместительству нужен действующий сертификат.
Специальность можно сменить и через прохождение сертификационного цикла  – несколько месяцев с отрывом от производства. Естественно, на платной основе... Но смотря какую на какую. Терапевт, например, может найти сертификационный цикл и переучиться на кардиолога или невропатолога. Или хирург может переучиться из одной хирургической специализации на близкую к ней. Анестезиолог, например, может переучиться через цикл только на врача функциональной диагностики. Переучиться на терапевта, например – повторное прохождение ординатуры… Смешно? Как говорит пословица «анестезиолог – это умный терапевт». Не смешно…
А вот тут кроется еще одна засада… Думаете сертификат специалиста пожизненный? Как бы не так! Он действителен всего пять лет. А потом его надо подтверждать. Подтверждение сертификата – полгода учебы с отрывом от производства. Работодатель должен послать на учебу. А может и не послать, случайно или умышленно… И тогда доктор с просроченным сертификатом оказывается в абсолютном рабстве. Работает, вроде не увольняют… Чуть возник – сертификат просрочен – пинком под жопу. И хрен куда устроишься, пока сертификат не подтвердишь… Слава Б-гу, что у меня пока сертификат действующий…
Уволили доктора с просроченным сертификатом. Что дальше? А вот тут кроется еще одна засада…
Из чего состоит зарплата медика? Из оклада, надбавок за вредности и за СТАЖ работы. Проценты капают и увеличиваются за три года, пять лет, семь лет, десять лет. Не работал больше месяца – например учился за свой счет,  подтверждал сертификат. Трудовая книжка нигде не лежала. И стаж – СГОРЕЛ. Никого не будет волновать, что проработал по своей специальности двадцать лет. Устроишься на работу и будешь получать как молодой специалист после ординатуры. Стаж также сгорает если уходил из государственной в коммерческую медицину. Работал доктор двадцать лет на Скорой, поссорился с начальством. Уволился. Проработал полгода на коммерческой Скорой. Сменилось начальство – решил вернуться на государственную 03. Стаж сгорел. Двадцати годов «колесных» не было. Будет получать зарплату как молодой специалист. Повторное прохождение ординатуры – стаж также может быть потерян…
Есть еще такая вещь, как «категория». В зависимости от стажа работы и благоволения начальства можно написать работу «на категорию». Квалификационные категории бывают вторая, первая и высшая. Что дает категория? Очень крупную прибавку к зарплате. Например, как пишут в СМИ, врач Московской Скорой может получать около ста тысяч рублей в месяц. Может. Со стажем больше десяти лет, работая на бригаде реанимационного профиля и с высшей категорией. Без категории будет получать около пятидесяти тысяч. Молодой – без стажа и категории – около тридцати. Категория действительна пять лет. Потом ее нужно подтверждать. За «плохое поведение» - жалобы, выговор – категории можно лишить или не дать возможности подтвердить. «Категорию срезать».  Кто захочет «рыпаться»? Молодые специалисты в жизни понимают мало. Врачам со стажем, опытом и категориями – есть что терять.
Именно поэтому врачи молчат и будут молчать. Что бы не происходило. Будут шарахаться от журналистов… Обет молчания.
А как же фельдшера и медсестры? А у них то же самое. Сертификат специалиста, только фельдшерский или сестринский, категории, стаж… Система та же.
А как увольняют в медицине? Если чисто. Без скандалов и подстав. Казалось бы – работай строго по инструкции, образцово выполняй свои обязанности и все будет хорошо… Как бы не так! Каждый медик заполняет огромный объем различной документации. Все, кто имел дело с врачами, видели – врачи постоянно что-то пишут. В том то все и дело. Что к любой документации можно придраться. Многие приказы и инструкции в минздраве хитрым образом противоречат друг другу. Можно взять любую историю болезни, карту вызова Скорой, карточку в поликлинике и найти «грубые недостатки в лечебной работе и оформлении медицинской документации». И объявить выговор. Несколько выговоров подряд – и увольнение по статье «за служебное несоответствие». Или ультиматум – по собственному или по статье. Пример из жизни – нашумевшая несколько лет назад история. Заведующий подстанцией Скорой Помощи, Заслуженный врач Российской Федерации, более пятнадцати лет руководил подстанцией. Не желал уходить на пенсию и освобождать место для молодого протеже нового главного врача. Приехала комиссия с проверкой, за неделю объявили четыре выговора и выкинули по статье. Кто работал на Московской Скорой – знает эту историю…
Вот так устроена тайная сторона медицины. Понятно, почему молчат врачи? Кому не понятно – читай текст сначала.
P.S. А когда-то профессия врача – была «свободной» профессией…
Ссылка на оригинал: http://savcho.livejournal.com/4407.html