Над Курском раздается звук в форме креста
104 ступеньки. Этот путь в свой «кабинет» Иван Колесник проделывает, как правило, дважды в день. На 30-метровой высоте над Курском иной раз может задержаться до часа. Площадка открытая, так что на случай лютых морозов наверху приготовлено еще одно пальто и перчатки. За последнюю неделю они пригодились не раз – грянули настоящие крещенские морозы.
Чтобы не повредить слух, звонарю приходится исполнять мелодию в наушниках |
26-летний Иван – звонарь Знаменского собора. На такой должности тут всего двое. Так что, услышав разносящийся над центром города колокольный звон, можете предполагать, что исполнитель – именно герой нашей публикации.
Иван любезно соглашается провести нас на колокольню. Путь не из простых. Нога неустойчива на узкой металлической ступеньке, местами лестница обледенела. Последний пролет особенно сложен – конструкция узкая, напоминает путь на крышу в старых домах. Зато за преодоление этого маршрута любой путник будет вознагражден с лихвой. Наверху открывается чудесный вид на Курск. С любопытством рассматриваем проулки за Домом офицеров, окрестности Знаменского собора и ищем что-то новое на давно изученной улице Ленина. Ух, каков Курск с высоты птичьего полета!
Сразу вспоминается Исаакиевский собор, со смотровой площадки которого виден центр Питера. Оказывается, свой «Исаакий» есть и у нас. Жаль, что посторонним путь открыт сюда всего неделю в году – на светлую Пасхальную седмицу. В это время бить в колокола дозволено каждому. И куряне, вроде бы, своим правом пользуются. По оценкам звонаря Ивана, в день на колокольню Знаменского поднимается от полусотни человек...
Прежде чем звонить, Иван тянется за наушниками, которые оставлены им тут же. У них функция берушей, нужно беречь слуховой аппарат от перегрузок. От удара колоколов можно оглохнуть и потерять сознание. Есть свидетельства, что смельчаков из народа, забиравшихся на колокольню, в чувства приходилось приводить ледяной водой. Обезопасив себя, молодой мужчина располагается в центре колокольни – все его инструменты связаны нитями с «пультом», ниже – педали, которые через тросы приводят в движение самые большие колокола.
Местный «царь-колокол» весит около полутора тонн. Но это не идет ни в какое сравнение с параметрами предшественников. Во времена царской России на курских храмах были установлены колокола весом до пяти тонн. Звон от Знаменского монастыря доносился до ближайших деревень. Затем долгое время главный собор города оставался безголосым. Колокола для него были отлиты и привезены в Курск семь лет назад, да и работы по реконструкции самой колокольни начались только в 1999 году.
Впрочем, «небесной музыки» в Курске в последнее время все больше. Это отмечает и сам Иван, который слышит, как перекликаются его колокола с новыми и новыми церковными инструментами. Сторонником того, что храмы должны петь, выступает архиепископ Курский и Рыльский Герман.
Колокольный заслон недугам
Так выглядит наш город с колокольни его главного собора |
По-настоящему профессиональных звонарей готовят в Москве, в школе колокольного мастерства при храме Христа Спасителя. Обучение длится год, по окончании выдается свидетельство. Возглавляет школу Игорь Коновалов – художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель общества церковных звонарей Московской Патриархии, член правления ассоциации колокольного искусства России. Специалисты считают, что звонарю, чтобы почувствовать колокола, нужно как минимум лет 7–8.
Есть гипотеза, что колокольный звон способен уничтожать вирусы. Игорь Васильевич подкрепляет это научным фактом. Доказательства получили итальянские ученые. В старину с эпидемиями боролись при помощи звона. А в наше время выходят музыкальные альбомы с мелодиями колоколов. И находятся люди, свидетельствующие об избавлении от рака. В лаборатории колокольной акустики на ЗИЛе сделано несколько сенсационных открытий. Выяснилось, например, что во время звона колокол сжимается и растягивается. На больших колоколах размер растяжения может составлять несколько миллиметров. Ни звонари, ни литейщики также раньше не знали, что звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста...
Иван Колесник рассказывает, что к нему нередко обращаются больные с просьбой постоять под колоколами. Не отказывает. Правда, диагноза никогда не спрашивает и о результатах никогда не слышал. А сам, между тем, замечает, что уже года три – а именно столько он работает на колокольне – не болел ни ангиной, ни гриппом.
Справка «ДДД»: Перед тем как водрузить любой колокол на колокольню храма, над ним совершают чин освящения «кампана». Так названы церковные музыкальные инструменты в честь римской провинции Кампании, где были отлиты первые колокола. На Руси существовали целые традиции, связанные с их отливкой. Перед тем как приступить к работе, русские мастера постились и замаливали грехи, во время работы строжайше запрещалось пьянствовать и ругаться.
Было множество примет и суеверий. К примеру, чтобы колокольных мастеров не сглазили и не напустили на них злых чар, по городу распускали самые невероятные слухи, которые должны были отвлечь внимание от процесса. Зачастую этот фольклор продолжал жить самостоятельно и после того, как готовый колокол уже висел на колокольне. Сама фраза «колокола льют», кроме основного смысла, имела и вспомогательный – недоверие к какой-либо новости. Считалось, что колокол можно было сглазить и в процессе создания, ведь его приравнивали к живому существу. «Провинившимся» колоколам, как преступникам, вырывали языки, секли розгами и по царской воле отправляли в ссылку.
сайт еженедельника Друг для друга www.dddkursk.ru
Автор статьи Оксана САНИЦКАЯ
Есть вопросы по исцелению колокольным звоном, хотите получить аудиозапись колокольного звона - звоните мне лично 8 920 702 2555, пишите по эл. адресу sim-andrejehs2009@yandex.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий